ОСОЗНАННАЯ ИГРА.
Урок 10: Аккордовые гаммы (часть II)

В сегодняшнем занятии мы опять вернемся к вопросу об аккордовых гаммах. В прошлом занятии было дано общее понятие гамм, а конкретнее, внимание было сконцентрировано на самостоятельном построении созвучий, из которых состоят те или иные аккорды, входящие в аккордовую гамму. Сегодня мы рассмотрим основные аппликатуры аккордов, а так же исполним аккордовую гамму на разных струнах и в разных местах грифа.

Речь в занятии будет идти о минорной аккордовой гамме, состоящей из трезвучий. Рассмотрим основные аппликатурные модели аккордов. Хочу сразу отметить, что предложенные аппликатуры не являются исчерпывающими, однако, они помогут вам лучше владеть музыкальной ситуацией.

Если вы вспомните предыдущий урок Аккордовые гаммы, то увидите, что в аккордовой гамме было три типа аккордов: мажорный, минорный и уменьшенное трезвучие. Так как уменьшенное трезвучие применяется на практике довольно редко, вместо него мы будем исполнять полууменьшенный септаккорд (уменьшенное трезвучие + VII ступень). Вот аппликатуры аккордов:

Аппликатуры аккордов

Каждый аккорд представлен тремя аппликатурными моделями. С тоникой на шестой, пятой и четвертой струнах. Тоника на рисунке обозначена красным цветом.

Теперь, когда в нашем распоряжении имеются аппликатуры аккордов с тониками на разных струнах, мы можем исполнить аккордовую гамму в восходящем движении, двигаясь по разным струнам.

Давайте исполним аккордовую гамму в восходящем движении для случая, когда тоники аккордов располагаются на шестой струне.

Пример 1a:

Пример 1a

Тональность выбрана произвольно. В данном случае это тональность фа-минор.

В следующем примере тоники аккордов располагаются на пятой струне. Тональность - си-бемоль минор.

Пример 1b:

Пример 1b

Теперь исполним гамму для случая с тониками на четвертой струне. Тональность - ми-бемоль минор.

Пример 1c:

Пример 1c

На практике не совсем удобно работать с аккордовыми гаммами, в которых тоники аккордов располагаются на одной струне. В следующем примере аккордовая гамма исполняется в восходящем движении в одной позиции на грифе гитары. Здесь задействованы разные аппликатурные модели аккордов.

Пример 2a:

Пример 2a

Пример 2b:

Пример 2b

Примеры этой серии идентичны. В первом случае движение начинается на шестой струне, а затем продолжается по пятой и четвертой струнам (тональность соль-минор). Во втором примере движение начинается на пятой и четвертой струнах, а затем переходит на шестую струну (тональность до-минор).

Во всех примерах урока тональности были выбраны произвольно. Попробуйте исполнить аккордовую гамму в других тональностях. Все, что для этого нужно сделать, это сдвинуть все аккорды гаммы таким образом, чтобы тоника первого аккорда совпадала с первой ступенью минорной гаммы, по которой происходит движение. Возьмем, к примеру, тональность ре-минор. В этом случае пример 2a надо исполнить, начиная с десятого лада, а пример 2b - с пятого.

Удачи!

Андрей Иванов

Рейтинг@Mail.ru