ОСОЗНАННАЯ ИГРА
Урок 11: Легато

В этой статье мне хочется более подробно остановиться на одном техническом элементе, с которым мы познакомились в одном из предыдущих уроков Базовая техника. Мы рассмотрим более подробно такой элемент, как легато, то есть исполнение таких приемов как "hammer-on" и "pull-off".

Легато очень удобно для исполнения быстрых гаммообразных пассажей. Пассажи, построенные при помощи этого приема, имеют свою, присущую только им "уникальную" окраску.

Что касается технической стороны, то легато исполнять немного проще, чем пассажи с использованием попеременного звукоизвлечения. Однако, если вы не исполняли легато, то у вас возникнут некоторые трудности при исполнении пассажей с использованием данного приема. Цель этой статьи состоит как раз в том, чтобы подготовить вас к исполнению пассажей с использованием легато.

Многие люди практикуют данный прием не используя метроном, однако я считаю, что игра под метроном дает намного большие результаты, поэтому все упражнения я рекомендую практиковать ритмически с использованием метронома.

Давайте разберем несколько подготовительных упражнений.

Пример 1a

В этом упражнении исполняется повторяющаяся трехнотная секвенция на третьей струне, которая исполняется при помощи приема "hammer-on". Здесь задействованы первый, второй и четвертый пальцы. Первая нота каждой триоли исполняется при помощи медиатора (это касается всех упражнений этого урока). Штрих медиатора все время вниз.

Пример 1a

Звуковой пример в формате MP3 (23кБ)

Начинайте играть в очень медленном темпе (неплохо начать с темпа 60-80) и следите за тем, чтобы все ноты были одинаковыми по громкости. Как только почувствуете уверенность, то увеличивайте темп на 5-10 ударов в минуту.

Попробуйте играть упражнение непрерывно в течении максимального времени (не пытайтесь это делать, если вы не можете свободно играть этот пример, так как это может повлечь за собой боль в левой руке).

Пример 1b

В отличие от предыдущего примера здесь задействован прием "pull-off". Здесь, как и в предыдущем примере, задействованы первый, второй и четвертый пальцы.

Пример 1b

Звуковой пример в формате MP3 (23кБ)

Как вы, наверное, успели заметить, в примерах 1a и 1b все ноты отстоят друг от друга на интервал, равный одному тону. Однако, в реальных игровых ситуациях встречаются самые ранообразные комбинации интервалов, поэтому необходимо уметь исполнять и их.

В примерах 1c и 1d используется комбинация интервалов - полутон-тон и задействованы первый, второй и четвертый пальцы (следующие примеры серии 1 не содержат звуковых примеров, так как все, что отличает их от предыдущих - это комбинации интервалов).

Пример 1c

Пример 1c

Пример 1d

Пример 1d

В примерах 1e и 1f используется комбинация интервалов - тон-полутон и задействованы первый, третий и четвертый пальцы.

Пример 1e

Пример 1e

Пример 1f

Пример 1f

Если вы впервые столкнулись с легато, то вам потребуется довольно много времени, чтобы отработать примеры серии 1. Но не отчаивайтесь. Немного терпения - и у вас все получится.

Обязательно попробуйте поиграть все предыдущие примеры на других струнах.

Теперь, если у вас все в порядке с исполнением предыдущих примеров, пора перейти к еще одному очень важному аспекту исполнения легато - к переходу со струны на струну.

Следующие упражнения являются производными предыдущих примеров и концентрируют внимание на переходе со струны на струну.

Пример 2a

Пример 2a

Звуковой пример в формате MP3 (19кБ)

Пример 2b

Пример 2b

Пример 2c

Пример 2c

Перенесите все примеры серии 2 на другие струны. Попробуйте сыграть их используя, 1 и 2 , 2 и 3, 4 и 5, 5 и 6 струны.

Если вы достаточно поработали с предыдущими примерами, то пришло время обьединить все полученые навыки. Следующее упражнение подводит итог под всем вышесказанным и представляет из себя пассаж построеный по соль-мажорной гамме.

Пример 3

Пример 3

Звуковой пример в формате MP3 (36кБ)

Здесь задействованы все комбинации интервалов, рассмотренные в статье. Если в медленном темпе пример 3 можно сыграть, используя штрих медиатора вниз, то при игре в быстром темпе у вас возникнут некоторые трудности. Для это придется перейти к попеременному штриху (см. ноты).

Данная статья не является исчерпывающей. В ней рассмотрена лишь часть материала, необходимого для свободного исполнения легато. В следующих статьях тема будет продолжена и мы разберем другие упражнения и примеры с использованием легато.

Желаю успехов!

Андрей Иванов

Рейтинг@Mail.ru