ОСОЗНАННАЯ ИГРА.
Урок 2: Элементарные прогрессии


Это занятие будет посвящено применению знаний, полученных в предыдущей статье, к элементарным аккордовым прогрессиям. Итак, начнем.

Допустим, вы играете в ансамбле и перед вами новая композиция. Все, что вам нужно, это придумать соло, но подождите, не торопитесь. Задумайтесь, как вы сочиняли партию соло-гитары до этого момента. В моей практике встречались два типа музыкантов. Первый тип - те музыканты, которые сочиняют соло на слух, то есть подбирают его. Тот вариант, который, как им кажется, звучит лучше всех, в результате и остается. Второй тип музыкантов на основе теоретических знаний играет импровизацию под аккомпанемент, пробует разные ступени обыгрываемой гаммы с разными аккордами прогрессии, и в результате получает окончательный вариант соло.

Если до сих пор вы создавали музыку, не опираясь на теоретические знания, то я рекомендую вам разобраться в теории, так как за долгое время существования инструмента выработались некоторые стандарты в исполнении определенных вещей (это и аппликатуры гамм, и штрихи медиатора при исполнении пассажей и "пальцовки"). Это никоим образом не относится к музыке, потому что, по моему мнению, здесь стандарты неуместны. Опять же, это не значит, что вы должны слепо следовать теории. Важен конечный результат. А конечный результат у нас - музыка.

Итак, давайте возьмем две простые аккордовые прогрессии. Все прогрессии будут в тональности ля-минор. При обыгрывании мы будем использовать A-минорную пентатонику.

Здесь я предлагаю вам две очень распространенные в рок-музыке прогрессии. Вот их аппликатуры:

Пример 1a.

Звуковой пример в формате MP3 (112кБ)
Звуковой пример в формате MIDI (3кБ)

Пример 1b.

Звуковой пример в формате MP3 (112кБ)
Звуковой пример в формате MIDI (3кБ)

На самом деле, это всего лишь одни из многих вариантов аранжировки этих прогрессий. Если аранжировки вам не нравятся, то сделайте свои (для этого можно использовать, например, редакторы CakeWalk, Cubase и т.д.). Главное, чтобы прогрессии аккордов остались такими же.

Теперь давайте возьмем несколько элементарных рок-фраз на основе пентатоники. Здесь я приведу 5 простых фраз. В этих фразах главное не то, насколько они сложны в техническом плане (здесь требуется минимум техники), а то, как эти фразы будут звучать поверх определенных аккордов прогрессии.

Вот несколько фраз:

Пример 2a.

Звуковой пример в формате MP3 (64кБ)

Пример 2b.

Звуковой пример в формате MP3 (64кБ)

Пример 2c.

Звуковой пример в формате MP3 (64кБ)

Пример 2d.

Звуковой пример в формате MP3 (64кБ)

Пример 2e.

Звуковой пример в формате MP3 (64кБ)

Отработайте все фразы, чтобы они звучали, как в звуковых примерах. При отработке обязательно играйте под метроном. Разучите фразы, и тогда в дальнейшем вы сможете их использовать в собственной игре.

Теперь пришло время соединить все, что у нас имеется в единое целое. Вот что я предлагаю. Обратите внимание на то, что в прогрессиях каждый аккорд звучит ровно один такт, и все предложенные 5 фраз также однотактовые. Давайте возьмем, например, фразу 2a и постоянно будем играть ее поверх прогрессии 1a.

Пример 3a.

Звуковой пример в формате MP3 (112кБ)

Послушайте, как одни и те же ноты примера ложатся на разные аккорды прогрессии. Это означает, что не обязательно использовать на каждый аккорд собственную гамму, а достаточно лишь грамотно применять одну гамму (в нашем случае это минорная пентатоника). Это происходит потому, что при смене аккорда меняется тоника аккорда и, следовательно, меняется порядок ступеней гаммы и опорные точки (тоника, терция и квинта), а это уже совсем другая гамма. У нас остались незадействованными еще четыре фразы и одна прогрессия. Давайте теперь сыграем аналогично остальные четыре фразы вместе с прогрессией 1a, а затем все пять фраз с прогрессией 1b. Попробуйте проиграть фразы из прошлого урока или свои фразы на эти прогрессии. При этом внимательно слушайте, как ноты взаимодействуют с аккордами. Вы, наверное, заметили, что одни фразы звучат лучше поверх одних аккордов, а другие - поверх других. Теперь попробуйте собрать из фраз, которые у нас имеются в запасе, небольшое соло.

Например, в первом такте играйте фразу 2d, во втором - фразу 2e, в третьем - фразу 2b, и в последнем такте - 2c. Вот что у нас получилось.

Пример 3b.

Звуковой пример в формате MP3 (112кБ)

Эта комбинация фраз уже своего рода музыка. Но это лишь первый шаг. Я надеюсь, что в дальнейшем мы обсудим более подробно процесс создания соло.

Как упражнение, я хочу вам предложить придумать соло на прогрессию примера 1b. Вы можете использовать фразы из этого урока, фразы из прошлого занятия и свои фразы. Главное, чтобы все они были в тональности A-минор, и желательно, чтобы они были построены на основе пентатоники, так как пентатоника является самой элементарной гаммой.

Надеюсь, этот урок вдохновит вас на дальнейшее совершенствование своей игры на инструменте. В следующем занятии мы более подробно рассмотрим построение пентатонических фраз.

Желаю успехов.

Андрей Иванов

18 Feb 2018 22:43:58

This RSS feed URL is deprecated

This RSS feed URL is deprecated, please update. New URLs can be found in the footers at https: news.google.com news
24 Jan 2018 18:49:41

Удивительные события после смерти: краткий курс загробной жизни

Московский Комсомолец Удивительные события после смерти: краткий курс загробной жизни Московский Комсомолец Например, появились настенные часы в виде деревянной шкатулки урны с прахом усопшего, разнообразные скульптуры из современных полимеров с добавлением праха усопшего, картины или почва для рассады кустов роз, молодых деревьев разных видов. Особенно предприимчивы в плане разнообразных способов ...
18 Jan 2018 19:17:09

В Москве на гала-матче Ночной хоккейной лиги встретились Владимир Путин и Алексей Дюмин

newstula.ru В Москве на гала-матче Ночной хоккейной лиги встретились Владимир Путин и Алексей Дюмин newstula.ru В 22 часа я вышел из Боско-бара на Красную площадь: выход через ГУМ был уже закрыт. Я пошел по направлению к Ильинке и увидел там, где она упирается в Красную площадь, рамку металлоискателя. Это было необычно, хотя и ничего такого уж совсем странного: в конце концов огромное количество народа ...
18 Jan 2018 07:14:03

Звуки коралловых рифов

Элементы Звуки коралловых рифов Элементы Эта диаграмма показывает изменение интенсивности звуков разной частоты на глубине нескольких метров у трех коралловых рифов , расположенных у южного берега острова Сент-Джон (Виргинские острова, США), за одни полные сутки в июле 2013 года. Для каждой из 1440 минут от полуночи до полуночи ...
13 Jan 2018 13:47:52

Уволенным директорам УК Ленинского района выплатили 2 миллиона «золотых парашютов»

Город Киров Уволенным директорам УК Ленинского района выплатили 2 миллиона золотых парашютов Город Киров 13 января 2018. Еще в декабре глава администрации города Кирова Илья Шульгин пригрозил директору Управляющей компании Ленинского района увольнением. Ему не понравилось, как ведется уборка снега в подведомственных дворах, и он заявил Николаю Мельникову: Я бы предложил вам подумать о том, чтобы ...
Рейтинг@Mail.ru