ОСОЗНАННАЯ ИГРА.
Урок 4: Анализируем соло

Как я и обещал в предыдущем уроке, сегодня мы с вами подробно проанализируем гитарное соло. Цель занятия - не просто выучить соло, а показать как нужно работать с чужими композициями. Зачем это нужно делать?

На начальном этапе развития гитариста очень важно играть и анализировать чужие гитарные соло, так как разбирая их можно извлечь для себя массу полезных уроков: пополнить свой словарь фраз, разобрать гармоническую последовательность, понять, какие гаммы и как используются на те или иные аккорды последовательности. Другими словами это способствует вашему развитию как музыканта, соответственно делать это на начальном этапе необходимо.

Итак, давайте приступим непосредственно к анализу. Для данного занятия я подготовил соло, в котором я постарался сыграть наиболее часто встречающиеся элементы сольной игры. Это соло написано в определенных стилистических рамках. Точнее, оно написано в стиле хард-рок и в нем используются элементы характерные именно для гитаристов, играющих в данном направлении. Однако я вам не рекомендую проходить мимо, если вы предпочитаете другое направление, так как вы должны уметь играть разную музыку, а хард-рок, блюз, метал - это те направления, с которых, как мне кажется, стоит начинать.

Итак, перед вами находится композиция. У вас есть запись на кассете и ноты с табулатурами.

Пример соло.

Пример соло

Звуковой пример в формате MP3 (273кБ)

Вообще, очень полезно в подобных ситуациях написать аккомпанемент соло с помощью секвенсера. Очень удобно делать аккомпанемент с помощью компьютера (программы CakeWalk, Cubase). Это позволит вам работать с определенными фрагментами композиции.

Итак, вы прослушали соло. Теперь пришло время его выучить. Когда мне требуется разучить соло, я всегда его разбиваю на несколько более мелких отрезков и работаю с каждым из них. Соответственно, чем больше отрезков, тем более тщательно вы разучиваете соло. В данном случае у нас имеется не законченная композиция, а простое 12-тактовое соло. Как его разбить на более мелкие части? Для это достаточно послушать композицию, а затем взглянуть на ноты и там вы увидите много предложений, из которых составлено соло. Первое предложение состоит из первых четырех тактов, затем следует предложение из пяти, потом из одного и т.д. Остальные предложения попробуйте услышать самостоятельно.

Соло умышленно составлено таким образом, что каждое предложение играется с помощью определенных технических средств. Если вы вспомните первый урок "базовая техника", то в этом соло вы найдете практически все элементы, на которые я разбивал технику гитариста (бенды и вибрато, легато, медиаторное звукоизвлечение).

Предолжения и технические элементы, которые в них задействованы:

  • 3-8 такты - предложение, в котором имеются бенды, вибрато и медиаторный флажолет;
  • 7-9 такты - содержат длинную фразу, исполняемую с помощью приемов hammer-on и pull-off
  • 10 такт - межструнные скачки;
  • 11-14 такты - предложение, состоящее из классических блюзовых фраз, включающих в себя бенды и дабл-стопы;
  • 15-18 такты - предложение в котором, в основном, используется попеременное звукоизвлечение;
  • 19 такт - бенд, завершающий соло.

    Давайте теперь разберем каждый отрезок более подробно.

    Первое предложение (3-8 такты) в основном представляет трудность из-за синкопированой ритмики. В подобных ситуациях фразы надо обязательно играть под метроном. Самым удобным в данном случае способом является работа с нотами, а конкретнее, если у вас возникают сложности с ритмическими структурами, то ориентируйтесь по длительностям нот, которые проставлены в нотах (описание длительностей нот можно найти практически в любом учебнике по сольфеджио).

    В конце предложения есть медиаторный флажолет. Он исполняется следующим образом. Вы извлекаете ноту таким образом, чтобы плоскость медиатора была строго перпендикулярна струне, и после того, как вы извлекли ноту, продолжайте движение кистью вниз, пока не коснетесь струны большим пальцем. Затем сразу убирайте руку. Флажолеты исполняются лишь в нескольких местах струны; чтобы определить их, вам надо просто поэкспериментировать.

    Следующее предложение, из-за которого я решил посвятить урок анализу соло, пожалуй, самое главное. Дело в том, что здесь играется очень быстрая фраза. Очень многие начинающие гитаристы, видя подобные вещи, все внимание концентрируют именно на них. Пытаются сыграть эти фразы один в один, как на записи. И большинство из этих людей верят в то, что это возможно. На самом деле все обстоит немного не так. Большинство гитаристов никогда не исполнят подобные пассажи как на записи. Здесь имеется в виду "нота в ноту". Как правило, в подобных местах они импровизируют. У них есть свое видение грифа, есть набор мелких фраз и определенное эмоциональное состояние. И если вы откроете любую книгу с нотами, например Joe Satriani, то в быстрых фразах будут встречаться квинтоли, секстоли и т.д., и сыграны они именно так не умышленно. У кого есть три жизни на то, чтобы все это выучить как в оригинале? У меня нет. Намного интереснее проанализировать, какие используются гаммы и аппликатурные модели, и при игре исполнять свою версию данного места соло.

    Здесь я приведу аппликатуру гаммы, которая используется в пассаже:

    Аппликатура

    Практически во всем соло используется только эта гамма (в некоторых местах минор смешивается с блюзовым ладом и дорийским минором). Точнее, в соло все исполняется в гамме ми-минор, а звучит несколько гамм благодаря так называемой ладовой относительности (об этом в одной из следующих статей).

    В следующем предложении используются межструнные скачки, которые исполняются триолями. Обязательно играйте под метроном.

    15-18 такты содержат быструю фразу, в которой используется попеременное звукоизвлечение. Вы можете исполнить ее всю именно так, а можете сыграть с использованием pull-off'ов, как в нотах. Здесь есть одно правило: срыв играется ударом медиатора вниз, и следующая за ним нота тоже.

    И последний такт - бенд к ноте ми (тонике).

    Итак соло разучено, пора перейти к анализу.

    На начальном этапе анализ нужен главным образом для того, чтобы пополнить свой словарь фраз. То есть надо заучивать не предложения, которые мы разбирали, а фразы, из которых состоят предложения. Поэтому, давайте попытаемся увидеть эти фразы.

    Начнем сразу со второго предложения, так как первое представляет интерес, в основном, из-за ритмики, и если вы его играете как на записи, то ритмическая структура отложилась у вас в голове (попробуйте сыграть свою фразу с ритмикой используемой в первом предложении). Итак, второе предложение состоит из быстрых фраз, исполняемых при помощи приемов hammer и pull. Вот фразы, из которых оно состоит. Вообще, в дальнейшем вы должны сами видеть фразы, а пока я предлагаю их сразу.

    Пример 1a

    Пример 1b

    Пример 1c

    Повторяющиеся фигуры обведены прямоугольником. Не соблюдайте ритмику. Главное, чтобы все ноты были одинаковыми по длинне звучания.

    11-18 такты содержат много классических фраз, знание которых обязательно для каждого гитариста. Вот их аппликатуры:

    Пример 2a

    Пример 2b

    Пример 2c

    Пример 2d

    Подводя итог под всем вышесказанным, можно сделать вывод, что на данном этапе анализ соло нужен главным образом для того, чтобы пополнять свой словарный запас. Теперь при разборе чужих композиций пытайтесь найти в них новые фразы и пробуйте применять их при собственной игре.

    Удачи!

    Андрей Иванов

Рейтинг@Mail.ru