ОСОЗНАННАЯ ИГРА.
Урок 5: Аккордовые гаммы

В этом уроке мне хочется остановиться на одном очень важном аспекте игры музыканта - аккордовых гаммах. Сейчас существует очень много книг и статей, касающихся разных тем, но почему-то до сих пор очень мало внимания уделяется аккордовой теории. Хочу сразу отметить, что данная статья всего лишь предлагает вам обратить внимание на аккордовую теорию и понять необходимость ее изучения.

В уроке мы пройдем путь от самого простого варианта - аккордовой гаммы, состоящей из двухнотных созвучий, до аккордовой гаммы, состоящей из септаккордов.

Итак, давайте приступим непосредственно к занятию. Для простоты восприятия весь нижепредставленный материал изложен в тональности ля-минор.

Наченем с самого простого варианта - игра аккордовой гаммы с помощью двухнотных созвучий (каждый аккорд будет состоять из двух одновременно звучащих нот - первой и пятой ступени).

Здесь я не хочу предложить вам просто сыграть аккорды, а хочу, чтобы вы сами построили их. Мы будем строить созвучия, которые будут содержать все ноты, из которых состоит тот или иной аккорд.

Главное - не пугайтесь. Все, что вам нужно, это просто произвести элементарные арифметические вычисления. Для начала усвойте то, что мы рассматриваем не просто гамму, а аккордовую гамму, то есть для каждого аккорда (в данном случае двухнотного созвучия) будут свои первая и пятая ступени, отличные от ступеней других аккордов.

Давайте вспомним, из каких нот состоит гамма ля-минор. Это ноты: Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль.

Начнем с первой ступени. Тоника - ля. Вычисляем пятую ступень: Ля - 1, Си - 2, До - 3, Ре - 4, Ми - 5. Это нота ми. Итак, мы получили все ноты, из которых состоит созвучие первой ступени - ноты ля и ми.

Теперь давайте построим аккорд от второй ступени ля-минорной гаммы. Тоника теперь си. Соответственно, построения мы будем производить уже от нового тонального центра, а вычисления будем производить опять по гамме ля-минор. В этом и есть прелесть так называемой ладовой относительности, но об этом мы поговорим в другой раз. Вычисляем пятую ступень. Си - 1, До - 2, Ре - 3, Ми - 4, Фа - 5. Получили ноты, которые составляют созвучие: Си, Фа.

Строим аккорд третьей ступени. Тоника - до. Вычисляем пятую ступень: До - 1, Ре - 2, Ми - 3, Фа - 4, Соль - 5. Созвучие будет состоять из нот до и соль.

Все остальные созвучия я предлагаю построить вам самостоятельно. Только в этом случае вы освоите предложенный в уроке метод. Ниже я приведу ноты, чтобы в конце вы могли выяснить, все ли построения выполнены правильно.

Пример 1a

Пример 1a

Для удобства восприятия пример исполняется только на пятой струне.

Это упражнение еще не является аккордовой гаммой, так как в нем ноты аккордов исполняются по отдельности. Для того, чтобы получилась аккордовая гамма, нужно каждую пару нот исполнить одновременно. Для этого придется перенести каждую вторую ноту на соседнюю струну.

Теперь давайте исполним непосредственно аккордовую гамму. Мы будем исполнять аккордовую гамму ля-минор.

Пример 1b

Пример 1b

Как вы заметили, все аккорды получились одинаковыми, за исключением аккорда второй ступени. Назовем эту гамму аккордовой гаммой, состоящей из power-chord'ов. Хотя это не совсем верно, так как на второй ступени звучит не power-chord, а тритон.

Итак, мы рассмотрели самый простой способ.

Теперь давайте немного усложним нашу аккордовую гамму, а конкретнее - добавим к каждому аккорду третью ступень, терцию.

Теперь каждый аккорд будет содержать свои "уникальные" первую, третью и пятую ступени.

Начнем опять с первой ступени. Тоника - ля. Считаем от тоники третью ноту по ля-минорной гамме. Ля - 1, Си - 2, До - 3. Следовательно, до - третья ступень аккорда (терция). Теперь вычисляем пятую ступень (это будет квинта для всех аккордов, кроме си; в этом мы убедились в предыдущем примере). Ля - 1, Си - 2, До - 3, Ре - 4, Ми - 5. Это нота ми. Итак, мы получили все ноты, из которых состоит аккорд (трезвучие) первой ступени. Это трезвучие ля-минорного аккорда, так как третья ступень - это минорная терция, которая, в отличие от мажорной, отстоит от тоники на три, а не на четыре лада.

Теперь давайте построим трезвучие аккорда второй ступени. Тоника теперь си. Вычисляем третью ступень, терцию. Считаем по гамме ля-минор от ноты си. Си - 1, До - 2, Ре - 3. Вычисляем пятую ступень. Си - 1, До - 2, Ре - 3, Ми - 4, Фа - 5. Получили ноты, которые составляют трезвучие: Си, Ре, Фа. Это будет уменьшенное трезвучие.

Я думаю, вам не состовит труда построить все остальные аккорды, но на всякий случай, я приведу ноты, чтобы вы смогли убедиться в правильности своих построений.

Пример 2a

Пример 2a

В этом примере мы играем трезвучия от каждой ступени гаммы. Пример построен таким образом, что каждая триоль - это отдельное трезвучие. Для удобства восприятия все построения опять выполнены на пятой струне. Над каждой триолью я расположил название аккорда, который состоит из данной трех-нотной группы.

Вы уже можете понять, из каких нот состоит тот или иной аккорд, понять их взаимосвязь и главное, понять, что все они состоят из нот ля-минорной гаммы.

Чуть раньше я уже отметил, что мы работаем не с аккордами, а с трезвучиями. Все трезвучия, которые были в примере, содержат те же ноты, что и аккорд, написанный над ними (см. ноты). Но дело в том, что из-за особенностей инструмента мы практически не можем взять трезвучие в чистом виде, то есть до, ми и фа в одной октаве. Поэтому приходиться транспонировать на октаву ту или иную ступень, а плотности звучания добиваться повторением или транспонированием каких-либо ступеней. Исполним теперь аккордовую гамму, состоящую уже из аккордов в чистом виде. В примере используются наиболее часто употребляемые аппликатуры с тоникой на пятой струне.

Пример 2b

Пример 2b

Теперь давайте перейдем к гамме, состоящей из септаккордов. Септаккорд отличается от аккордов из предыдущих примеров наличием еще одной ступени - седьмой. Для того, чтобы выполнить построения для вычисления нот, из которых состоит созвучие, надо посчитать первую, третью, пятую и седьмую ступени по ля-минорной гамме от каждой ее ступени. Это делается аналогично тому, как мы делали это в предыдущих примерах, поэтому я не буду выполнять построения, а вам надо их выполнить обязательно. Рассмотрим гамму, состоящую из септаккордов.

Пример 3

Пример 3

Теперь вы, наверное, спросите: зачем было выполнять эти "сумасшедшие" построения, когда можно просто брать те или иные аппликатуры аккордов и играть. На самом деле, если вы добросовестно выполнили все, что было предложено в занятии, то вы освоили арпеджио всех аккордов входящих в минорную аккордовую гамму, заметили, что все арпеджио взаимосвязаны, все аккорды состоят из нот минорной гаммы, по которой выполняется построение. Полученые знания дадут о себе знать при импровизации, так как вы лучше станете понимать гриф. Но не спешите! Это лишь первый шаг, цель которого - дать понять, что ничего сложного в этом материале нет. Понять его очень просто, а чтобы применить его на практике надо заниматься, анализируя материал, а не цитируя его.

Удачи!

Андрей Иванов

Рейтинг@Mail.ru