ОСОЗНАННАЯ ИГРА.
Урок 6: Ритмические рисунки

В этом уроке мне хочется представить вашему вниманию один из методов, с помощью которого можно ритмически разнообразить игру на инструменте. Как правило, при исполнении сольных партий начинающие музыканты мало или вообще не уделяют внимания ритмическим фигурам в исполнямых ими фразах. На записях мы слышим ровные пассажи, состоящие из групп нот одной длительности. Мне кажется это очень скучным как для слушателя, так и для исполнителя. Поэтому, давайте в этом уроке попробуем разнообразить несколько пассажей путем изменения их ритмических структур.

Для того, чтобы проделать это, нам понадобятся знания о том, какие бывают длительности нот, пауз и как они обозначаются.

Рассмотрим, как обозначаются ноты и соответствующие им длительности.

Ноты и соответствующие им длительности

На схеме написана пауза, затем нота, которая ей соответствует, и числовой эквивалент. Такого понятия, как числовой эквивалент, вообще не существует. Я его ввел для того, чтобы было легче усвоить материал. Он равен числу нот (пауз) одной длительности, которое можно вместить в один такт. Также он равен названию нот, то есть 16-ые, 8-ые, целые и т.д. Например, если весь такт заполнен 8-ми нотами, то там их будет ровно 8.

Здесь существует еще одно правило. Если рядом стоят две залигованые ноты, то звучит одна нота (первая), которая по длительности равна сумме залигованых нот. Залигованых нот может быть несколько. Если рядом с нотой стоит точка, то длительность ноты увеличивается в 1,5 раза.

Один из методов, с помощью которого можно понять ритмические структуры, является следующий. Самая маленькая длительность нот - 64-ые, то есть в такт можно вместить 64 ноты этой длительности и одна нота будет длиться 1/64 такта. 32-ых нот будет 32, то есть в такт может вместиться 32 ноты, соответственно одна нота равна 2/64 такта. 16-ые - 4/64, 8-ые - 8/64, 4-ые - 16/64, 2-ые - 32/64 и целые ноты - 64/64. Когда у вас будет какой-нибудь ритмический рисунок, состоящий из нот разной длительности, то правильность его вы сможете проверить путем сложения полученных коэффициентов.

Теперь давайте попробуем применить все это на практике. Для начала давайте рассмотрим несколько примеров, содержащих ровную ритмику. Сверху над нотами изображена исходная ритмика пассажей.

Пример 1a.

Пример 1a

Звуковой пример в формате MP3 (28кБ)

Пример 1b.

Пример 1b

Звуковой пример в формате MP3 (56кБ)

Пример 1c.

Пример 1c

Звуковой пример в формате MP3 (27кБ)

Теперь пришло время изменить в этих фразах ритмические рисунки. В фразах не меняется количество нот, которые вмещены в такт, но ритмика изменяется кардинальным образом. Рассмотрим ритмические рисунки. Обратите внимание на то, что в каждом примере показан один и тот же ритмический рисунок. Но записан он по разному. Для того, чтобы понять, что это одно и то же, вам надо просто внимательно посмотреть на ноты и вспомнить правила, о которых мы говорили в начале занятия.

Хорошим упражнением для отработки ритмических рисунков будет следующее. Вы включаете метроном в очень медленном темпе и пытаетесь сыграть ритмическую фигуру исполняя рисунок при помощи только одной ноты. Самым идеальным вариантом будет запись рисунка на секвенсоре или компьютере и игра под него. Если у вас есть компьютер, то вы можете использовать MIDI-файлы. В них на одном треке прописан метроном и ритмический рисунок, исполненный на малом барабане.

Ритмический рисунок 1.

Ритмический рисунок 1

Звуковой пример в формате MIDI (0,2кБ)

Ритмический рисунок 2.

Ритмический рисунок 2

Звуковой пример в формате MIDI (0,2кБ)

Ритмический рисунок 3.

Ритмический рисунок 3

Звуковой пример в формате MIDI (0,2кБ)

Итак, вы отработали ритмику. Пришло время объединить все это с исходными пассажами. Внимательно слушайте звуковые примеры. Играйте в очень медленном темпе. Над нотами сверху видны новые ритмические рисунки.

Пример 2a.

Пример 2a

Звуковой пример в формате MP3 (28кБ)

Пример 2b.

Пример 2b

Звуковой пример в формате MP3 (56кБ)

Пример 2c.

Пример 2c

Звуковой пример в формате MP3 (29кБ)

Обязательно пробуйте составлять свои ритмические рисунки и применять их в своей игре. Область применения этого метода очень широка. Ритмические рисунки можно применять как в сольной, так и в ритмической игре на инструменте. Слушайте, какие ритмические рисунки применяют другие музыканты. Очень неплохо при этом фиксировать их на бумаге и пробовать использовать их в своих пассажах. Кстати, когда я составлял ритмические рисунки для этого урока, у меня не было рядом инструмента и я довольно смутно представлял как все это будет звучать.

Вот пример использования ритмического рисунка. Таким приемом часто пользуются гитаристы, играющие в направлении progressive-rock.

Пример ритмического рисунка.

Пример ритмического рисунка

Звуковой пример в формате MP3 (147кБ)

Надеюсь, этот урок поможет вам обрести еще больший контроль над исполняемой вами музыкой.

Удачи!

Андрей Иванов

Рейтинг@Mail.ru