ОСОЗНАННАЯ ИГРА.
Урок 7: Ладовая относительность

В сегодняшнем занятии мы разберем, пожалуй, одну из самых важных тем. Это ладовая относительность.

Рано или поздно многие музыканты задают себе вопрос: надо ли изучать лады, если можно прекрасно сочинять и играть свою музыку, используя только пентатонику? Причем пентатонику можно играть и на прогрессии аккордов, в чем мы убедились в одном из предыдущих уроков. Я не хочу навязать свое мнение. Скажу лишь одно - если вы хотите полностью контролировать музыкальную ситуацию, то понимание ладов и их взаимосвязи друг с другом - необходимая вещь, в чем, я очень надеюсь, вы убедитесь, проработав этот урок. Совсем не обязательно всегда использовать этот подход. Он является лишь одним из серии приемов, которые используют в своей игре музыканты.

Система ладов зародилась несколько веков назад. Все это время она видоизменялась тем или иным образом и дошла до нашего времени, превратившись в очень мощный инструмент для создания музыки.

Сегодня мы разберем семь ладов. Точнее, не разберем их, а построим самостоятельно, используя ноты лишь минорной гаммы.

Самое время сейчас вспомнить второй урок из цикла, который назывался "Элементарные прогрессии". В нем были рассмотрены две прогрессии, которые были построены, как в последствии мы разобрались, по ля-минорной аккордовой гамме. В уроке было предложено несколько фраз, которые мы играли поверх прогрессии, в каждом такте на новый аккорд. На разные аккорды фразы звучали по-разному. Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться.

Для начала давайте разберем несколько примеров, которые в дальнейшем помогут лучше усвоить материал. Вот что мы будем делать. Мы сыграем ля-минорную гамму несколько раз. Причем, каждый раз от новой ноты, то есть сначала от первой ступени, затем от второй, от третьей и т.д.

Итак, начнем с первой ступени:

Пример 1-1.

Пример 1-1

Звуковой пример в формате MP3 (34кБ)

Теперь сыграем ля-минор, начав исполнять его от второй ступени:

Пример 1-2.

Пример 1-2

Звуковой пример в формате MP3 (34кБ)

Думаю, вы поняли систему, и пять остальных примеров вы, не затрудняясь, сможете построить самостоятельно, но на всякий случай я приведу их аппликатуры. Примеры 1-3; 1-4; 1-5; 1-6; 1-7;

Примеры 1-3 - 1-7.

Пример 1-3 - 1-7

Звуковой пример 1-3 в формате MP3 (34кБ)
Звуковой пример 1-4 в формате MP3 (34кБ)
Звуковой пример 1-5 в формате MP3 (34кБ)
Звуковой пример 1-6 в формате MP3 (34кБ)
Звуковой пример 1-7 в формате MP3 (36кБ)

У нас имеется семь фраз. Точнее, это не совсем фразы, а фрагменты ля-минорной гаммы. Теперь давайте проделаем следующее. Попробуем сыграть все эти примеры поверх аккордовой гаммы, которую мы разобрали в одном из предыдущих уроков, а конкретнее, поверх ля-минорной аккордовой гаммы. Напомню гамму, которая у нас будет использоваться как прогрессия. Она полностью повторяет ля-минорную аккордовую гамму, каждый аккорд в ней длится ровно один такт и выглядит она следующим образом: Am, Bdim, C, Dm, Em, F, G. Если вы внимательно посмотрите, то в прогрессии ровно семь аккордов, а у нас в запасе имеется ровно семь фраз. Давайте попробуем объединить все это таким образом, что на первый аккорд (Am) мы будем играть пример 1a, на второй (Bdim) - пример 1b и т.д.

Пример 2a.

Пример 2a

Звуковой пример в формате MP3 (135кБ)

Чтобы вы смогли исполнить пример самостоятельно, я предлагаю вам воспользоваться файлом, в котором записан только аккомпанемент.

Аккомпанемент в формате MP3 (136кБ)

На самом деле, вы сейчас сделали ни что иное, как исполнили семь различных ладов. Почему это произошло? Ведь мы исполнили лишь фрагменты ля-минорной гаммы, то есть мы исполнили одну гамму. А произошло это потому, что мы исполняли гамму ля-минор, начиная от разных ступеней. В первом такте мы действительно исполняли ля-минор, и эта гамма соответствует аккорду первой ступени, то есть аккорду ля-минор. А во втором такте сменился аккорд. Теперь это аккорд второй ступени - ля-уменьшенный и на него мы исполняем все тот же ля-минор, но считаем первой ступенью новой гаммы - вторую ноту ля-минора, то есть ноту си. И если вы посмотрите на второй такт относительно нового центра (ноты си), то увидите, что получилась совсем новая гамма, в корне отличная от ля-минора. В третьем такте то же самое, но первой ступенью считаем третью и т.д. в последующих тактах.

В этом и заключается принцип ладовой относительности. Мы играем одну гамму на прогрессию аккордов, а в результате получаем несколько за счет смены аккордов. Большинство музыкантов пользуются именно таким принципом, при игре думают только об одной гамме. Я же считаю, что это не позволяет полностью контролировать музыкальную ситуацию. Например, вы играете в тональности ля-минор ля-минорную гамму на аккорд четвертой ступени, то есть аккорд ре-минор. Но ведь вы мыслите ля-минорной гаммой, следовательно, исполняете свои пассажи, в которых главный акцент делается на сильные ступени ля-минора (имеется в виду тоника I, терция III и квинта V). Но ведь в аккорде ре-минор сильными ступенями являются ноты ре, фа и ля, а в аккорде ля-минор - это ноты ля, до, ми. Это значит, что пассаж будет звучать менее уверенно, чем, если бы вы думали о новой гамме с новыми сильными и слабыми нотами. Соответственно, я предлагаю всегда при смене аккорда мысленно переходить к новой гамме, которая ему соответствует. Конечно, в результате вы будете исполнять ту же гамму, но при игре думать о другой.

Для того чтобы более подробно разобрать принцип действия ладовой относительности я предлагаю разобрать лады, которые у нас получились из ля-минора, а также их аппликатуры. Здесь мы встретим три уже знакомым нам по уроку "пентатоника и ее производные" гаммы, но посмотрим на них уже немного по другому.

Рассмотрим наиболее удобные для исполнения аппликатуры ладов и их наименования. Следующие семь примеров по своему звучанию аналогичны примерам серии 1. >>> Сергей! Если можно, то сделай названия ладов другим цветом...например синим

Красный цвет - тоника гаммы;
Синий цвет - терция;
Желтый цвет - квинта.

Пример 3-1: Эолийский Лад (Am).

Пример 3-2: Локрийсикй Лад (Bdim).

Пример 3-3: Ионийский Лад (C).

Пример 3-4: Дорийский Лад (Dm).

Пример 3-5: Фригийский Лад (Em).

Пример 3-6: Лидийский Лад (F).

Пример 3-7: Миксолидийский Лад (G).

Если вы внимательно посмотрите на примеры, которые только что разобрали, то вы увидите, что по своему звучанию они идентичны примерам серии 1. Отличие состоит лишь в том, что в этих примерах используются наиболее удобные для исполнения аппликатуры. Особое внимание уделите нотам, которые обозначены красным, синим и желтым цветом. Это ноты, из которых состоит арпеджио обыгрываемого аккорда, то есть ноты, из которых состоит аккорд. Вспомните урок про аккордовые гаммы, и все станет предельно ясно.

В предыдущих примерах мы встретили несколько уже знакомых нам ладов. Это эолийский, дорийский и фригийский. И если раньше я предлагал играть все эти гаммы на минорный аккорд, то теперь при игре надо думать о каком именно минорном аккорде (аккорде какой ступени) идет речь и использовать соответствующую гамму. Приведем пример. Если прогрессия пьесы написана в тональности ля-минор и у нас звучит аккорд ми-минор, то его надо обыгрывать при помощи фригийского лада (пример 3-5). Это касается и других ладов. Если звучит аккорд фа-мажор, то его надо обыгрывать при помощи лидийского лада (пример 3-6).

На мой взгляд, самым лучшим является такой способ обыгрывания аккордов. Это способ, при котором главное внимание в пассажах сконцентрировано на арпеджио аккорда, то есть думать при игре надо об арпеджио, а все остальные диатонические ноты лада (диатонические ноты лада - это ноты, из которых состоит гамма) рассматривать как вспомогательные. Для того, чтобы лучше это усвоить, вам необходимо знать аппликатуры арпеджио всех ладов. Я рекомендую построить их самостоятельно. Сделать это можно, посмотрев на рисунки с аппликатурами и сыграв при этом только ноты, которые выделены красным, синим и желтым цветом. На всякий случай я приведу ноты и аппликатуры.

Пример 4: Арпеджио аккордов.

Арпеджио аккордов

Арпеджио аккордов

Акценты в пассажах нужно делать на нотах арпеджио аккорда. Это тоника, терция и квинта. На рисунках с ладами они обозначены красным, синим и желтым цветом. Например, при обыгрывании соль-мажора при помощи миксолидийского лада акценты должны быть на нотах соль, си, ре.

Обратите внимание - несмотря на то, что на каждый аккорд звучит свой уникальный лад, арпеджио аккордов одного типа идентичны, то есть арпеджио Am = Dm = Em; арпеджио C = F = G. У них одинаковые аппликатуры. Единственное отличие в том, что они исполняются от разных ладов на грифе гитары. На самом деле при игре нужно уметь играть арпеджио и лады не только в рамках одного бокса, как было рассмотрено (в уроке рассмотрен вариант с тоникой на шестой струне), а в любой игровой зоне грифа.

Попробую проиллюстрировать предложенный метод. Возьмем, к примеру, уже знакомую нам прогрессию: Am, G, F, Em, но исполним ее в тональности си-минор. Это значит, что все аккорды и гаммы будут исполняться на тон (два лада) выше. Прогрессия будет иметь следующий вид: Bm, A, G, F#m.

Аккорд Bm я обыграю при помощи эолийского лада, A - миксолидийского, G - лидийского и F#m - дорийского.

В первом примере аккорды обыгрываются при помощи арпеджио.

Пример 4a.

Пример 4a

Звуковой пример в формате MP3 (83кБ)

Теперь, исполним на каждый аккорд гамму, которая ему соответствует.

Пример 4b.

Пример 4b
Звуковой пример в формате MP3 (83кБ)

На практике такое обыгрывание аккордов (при помощи только гаммы или арпеджио) используется очень редко. Как правило, эти два приема комбинируются между собой.

Используя материал этого урока, попробуйте обыграть другие прогрессии (например, вторую прогрессию из второго урока).

Надеюсь, вы поняли, о чем идет речь. Стоит сказать, что этот урок не позволяет полностью усвоить материал и использовать его в игре. Для того чтобы вы могли свободно пользоваться этим приемом, вам следует пополнять свой словарный запас, причем, фразами для разных типов аккордов.

Удачи!

Андрей Иванов

Рейтинг@Mail.ru