ОСОЗНАННАЯ ИГРА.
Урок 8: Гармонизирующие ноты

В этом занятии мы рассмотрим такое понятие, как гармония. На самом деле будет рассмотрено далеко не все, что подразумевается под этим словом. Однако, если вы не очень хорошо представляете значение этого термина, то этот урок поможет немного разобраться в том, что имеется ввиду.

Хочу сразу отметить, что максимальная польза от урока будет в том случае, если вы тщательно проработали уроки Аккордовые гаммы и Ладовая относительность.

Что такое гармония? Под этим термином подразумевается одновременное звучание нескольких нот. Причем здесь всегда присутствует основной тон, а также еще одна или несколько нот, которые носят название "гармонизирующие ноты". О них и пойдет речь в этой статье.

Приведу несколько примеров. Например, если вы слышите power-chord, то можно рассматривать это как гармонию. В этом случае основной тон гармонизирован пятой ступенью (квинтой). Другим примером может быть любой аккорд. К примеру, возьмем аккорд ля-минор. Основной тон - нота ля, а ноты до и ми - гармонизирующие ноты, соответственно третья и пятая ступени.

Если вы вдумаетесь в значение слова гармония, то вы поймете, что оно подразумевает некую упорядоченность этих гармонизирующих нот относительно основного тона. Давайте попробуем понять правила, при помощи которых получаются эти ноты.

Вообще, для изучения данного материала неплохо иметь под рукой магнитофон или компьютер, который сможет "исполнить", например, основную партию, а вы поверх этой партии исполните другую, состоящую из гармонизирующих нот. Далее в уроке вы встретите mp3-файлы, которые помогут вам исполнить примеры.

Существует два способа построить гармонию.

Первый способ заключается в следующем. Вы просто повышаете каждую ноту мелодии на определенный фиксированный интервал. Этот способ гармонии имеет довольно узкое применение по той причине, что часть гармонизирующих нот не совпадает с диатоникой (нотами гаммы, в которой исполнена основная мелодия). Однако иногда бывают ситуации, когда необходимо воспользоваться именно таким подходом, поэтому, давайте разберем несколько примеров.

Для примера возьмем пассаж, который построен по ля-фригийской гамме. Гамма выбрана произвольно, и для примеров этой серии не имеет никакого значения.

Пример 1a.

Пример 1a

Звуковой пример в формате MP3 (36кБ)

Гармонизируем эту мелодию. Все, что для этого надо - это просто исполнить поверх исходной мелодии точно такую же, но смещенную на какой-либо интервал. Это очень легко сделать. Надо просто сдвинуть весь пассаж на несколько ладов вверх по грифу. Давайте гармонизируем пример 1a квинтами. Для этого надо исполнить пример 1a от 12-го лада, то есть сдвинуть исходный пассаж на семь ладов вверх.

Пример 1b.

Пример 1b

Звуковой пример в формате MP3 (38кБ)

Гармонизировать мелодии можно не только квинтами, а любыми интервалами.

Пример 1c.

Пример 1c

Звуковой пример в формате MP3 (39кБ)

В этом примере исходная мелодия гармонизируется при помощи кварт. Сдвигаем пассаж на пять ладов.

Попробуйте гармонизировать мелодию другими интервалами. Сдвигайте мелодию на два, потом на три и т.д. ладов. От себя отмечу, что мне больше всего нравятся следующие интервалы: минорная терция (три лада вверх); мажорная терция (четыре лада вверх); кварта (пять ладов вверх); квинта (семь ладов вверх); тритон (шесть ладов вверх); октава (12 ладов). Найдите те интервалы, которые ваш слух воспринимает наилучшим образом.

Как я уже отмечал, данный способ гармонии используется очень редко. Поэтому давайте перейдем к другому способу. Существует несколько способов усвоить этот метод, но, на мой взгляд, следующий является самым доступным. Он заключается в том, что гармонизирующая мелодия получается в результате прибавления какого-то числа (например, два для гармонизации в терцию) к номеру каждой ступени основной мелодии. В результате получаются не конкретные ноты, а ступени гаммы, которые и будут гармонизирующими нотами. Давайте разберем пример, и вам все станет предельно ясно.

Возьмем для примера пассаж, построенный по гамме ля-минор.

Пример 2a.

Пример 2a

Звуковой пример в формате MP3 (38кБ)

Здесь над каждой нотой проставлена цифра - порядковый номер ступени гаммы (тоника - первая ступень), в которой исполнен пассаж. В данном случае ля-минорная гамма.

Как производится гармонизация в этом случае?

Мелодия гармонизируется нотами той же гаммы. Гармонизирующая нота получается путем прибавления к номеру ступени гаммы числа, например, два, для гармонизации в терцию. Здесь существует одно правило. Если у нас звучит седьмая ступень, а нам надо ее гармонизировать терцией, то после прибавления числа два мы получаем вторую ступень следующей октавы, то есть при сложении надо использовать "семиричную" систему исчисления (из-за того, что в гамме семь нот). 6+2=1; 7+2=2 и т.д.

Другими словами, если звучит какая-то нота, например, соль (гамма ля-минор), то вы должны посчитать третью ступень от ноты соль вверх по гамме ля-минор. Соль - 1, Ля - 2, Си - 3. Гармонизирующая нота для ноты соль - нота си (интервал терция).

В следующем примере мелодия гармонизирована в терцию при помощи этого правила.

Пример 2b.

Пример 2b

Звуковой пример в формате MP3 (37кБ)

Для того, чтобы гармонизировать мелодию другими интервалами, я приведу таблицу чисел, которые надо прибавлять к порядковому номеру основного тона.

1 - секунда;
2 - терция;
3 - кварта;
4 - квинта;
5 - секста;
6 - септима;
7 - октава.

Обратите внимание на то, что когда строим гармонию для варианта терция, то не все ноты получаются отстоящими от основного тона именно на этот интервал. Поэтому названия в таблице условны.

Я думаю, для вас не составит труда гармонизировать пассаж при помощи других интервалов. Все, что для этого нужно - выполнять элементарные арифметические вычисления.

В примере гармонизировался пассаж, исполненный в ля-миноре, но гармонизировать подобным образом можно пассажи, исполненные в любом из ладов, которые были разобраны в предыдущей статье.

Гармония может состоять и из трех нот. Давайте гармонизируем гамму ля-минор при помощи терции и квинты. Для этого надо сначала прибавить к порядковому номеру два, а затем четыре. Вот что получится в результате:

Пример 3.

Пример 3

Звуковой пример в формате MP3 (37кБ)

Если внимательно посмотреть на этот пример, то можно увидеть, что это ля-минорная аккордовая гамма. Вспомните триольный арпеджио из урока Аккордовые гаммы. Грубо говоря, ля-минорная аккордовая гамма является ля-минором, гармонизированным терциями и квинтами.

Удачи!

Андрей Иванов

Рейтинг@Mail.ru