Урок 9. Анализ соло (ладовая относительность)

Как Вы уже наверное поняли из названия урока, сегодня мы опять займемся анализом соло. Но в отличии от предыдущего урока с аналогичным названием, в котором акцент был сделан на то, чтобы найти и разучить фразы, здесь главное внимание надо будет сконцентрировать на принципе ладовой относительности, который был рассмотрен в одном из предыдущих занятий. В этюде, который я предлагаю для анализа я постарался продемонстрировать этот принцип и его эффективность.

Итак, вот ноты и mp3-файл композиции:

Ритмический рисунок 1 (гитары 1 и 2):

Ритмический рисунок 2 (гитары 1 и 2):

Ритмический рисунок 3 (ритм-гитара во время соло):

Соло:


Звуковой файл

В первых 4-х тактах звучит ритмический рисунок 1. На записи он исполнен двумя гитарами, партии которых идентичны. Далее следует ритмический рисунок 2. Главное его отличие от предыдущего в том, что вторая гитара исполняет партию на октаву выше. Это касается только первых трех тактов. Далее, первая гитара исполняет аккорды, а вторая обыгрывает их. Затем идет соло, которое исполняется поверх ритмического рисунка 3.

Давайте обратимся непосредственно к нотам и рассмотрим, что происходит при смене аккордов.

Ритмический рисунок 1:
В первых трех тактах звучит риф, построеный по ля-минорной пентатонике. В четвертом такте аккорд меняется на G5 (аккорд 7-й ступени). Он обыгрывается при помощи миксолидийского лада (см. урок "ладовая относительность"), но на октаву ниже, т.е. с тоникой на 3-м ладу. Здесь используется элемент арпеджио и гаммообразный пассаж. Обратите внимание на то, что здесь присутствуют ноты, которые не совпадают с диатоникой. Это проходящие ноты. Они придают пассажу определенный оттенок.

Ритмический рисунок 2:
В первых трех тактах ситуация аналогична предыдущей. Затем следует гармоническая последовательность: G5 (VII) - B5 (II) - F5 (VI). Каждый аккорд длится один такт и обыгрывается своей "уникальной" гаммой. Аккорд G5 обыгрывается миксолидийской гаммой, но с тоникой на 5-й струне. Аккорд B5 обыгрывается при помощи арпеджио уменьшенного аккорда (локрийский лад). На аккорд F5 звучит бенд к ноте до. Эта нота является 3-й ступенью аккорда фа-мажор.

Соло:
Гармония соло является следующей: A5-A5-A5-C5 (2 раза) - D5-D5-A5-A5-D5-D5-A5-G5.
Практически на протяжении всего соло используется принцип ладовой относительности.

Для обыгрывания аккорда A5 я использовал ля-минор (эолийский лад) и пентатонику, причем, здесь используются аппликатуры в твух позициях - с тоникой на 6-й и 5-й струнах.

Аккорд C5 обыгрывается при помощи до-мажора - ионийский лад. Причем, в 8-м такте соло используется позиция с тоникой на 4-й струне.

При обыгрывании D5 я использовал дорийский лад с тоникой на 6-й струне, а при переходе с D5 на A5 я переходил к аппликатуре ля-минора, расположенной на 5-м ладу. На практике такой метод используется очень редко. Намного целесообразнее было бы использовать аппликатуру ре-дорийской гаммы с тоникой на 5-й струне. Тогда при переходе к аккорду A5 не пришлось бы перемещаться в другую позицию на грифе гитары. В данной композиции это исполнено умышленно, для того, чтобы было легче понять принцип действия предложенного метода.

В последнем такте звучит аккорд G5. Для его обыгрывания используется секстольный гаммообразный пассаж по соль-миксолидийской гамме на 1-й и 2-й струнах.

Завершается соло нотой ля, которая звучит поверх аккорда A5.

Давайте подведем итог.

В соло было использовано 4 разных гаммы для обыгрывания соответствующих им типов аккордов. Но ведь все эти гаммы состоят из нот ля-минорной гаммы. Зачем было использовать все эти лады, если можно все это обыграть при помощи лишь одного ля-минора? Ответ на этот вопрос Вы получите самостоятельно, если попробуете обыграть эту прогрессию при помощи одной гаммы.

Удачи!

Рейтинг@Mail.ru