Гитарный ликбез для начинающих
Урок 2. Трезвучия

На прошлом уроке мы научились находить ноты на грифе гитары. Теперь отправимся в мир гармонии. Именно так называется наука об аккордах.

Постараюсь не загружать вас профессиональными терминами, объясню все на бытовом уровне. Чтобы получить аккорд, необходимо иметь три или более звуков, расположенных через одну ноту по порядку. Вы можете встретить такие обозначения аккордов: Am, С, Dm, G, Em, F- все это трезвучия. Называются они так потому, что в каждом из этих аккордов всего три ноты. С маленькой буквой "m"- минорное трезвучие, без нее- мажорное. Позволю себе напомнить вам американский вариант обозначения нот: C, D, E, F, G, A, B- до, ре, ми, фа, соль, ля, си соответственно.

Итак, проанализируем аккорд C. Называется он до-мажорное трезвучие. Какие же ноты входят в его состав? Одну мы знаем точно- до. Взгляните на фразу выше, выделенную курсивом. В аккорд войдут до, (пропускаем ре), ми, (пропускаем фа), соль. До-мажорное трезвучие состоит из нот до-ми-соль.

Теперь Am: ля, (си), до, (ре), ми. В ля-минорное трезвучие входят ноты ля-до-ми.

-Как же так?- спросите вы,- Я знаю эти аккорды, и когда играю их на гитаре, извлекаю звук из всех шести струн. Значит нот должно быть шесть.

Ответ прост. В таких аккордах некоторые ноты удваиваются. Используя навыки, извлеченные из урока "Поиск нот на грифе гитары", вы сможете легко проверить подлинность моих слов.

Некоторые пояснения к схемам аккордов. Как вы уже, наверно, поняли, перед вами нарисован гриф гитары. Представим себе, что гитара висит на стене вертикально лицевой стороной к вам- такой фрагмент мы и видим. Толстые струны слева, тонкие- справа. И еще- здесь и далее слева от нот аккорда стоят цифры 0, 1, 2, 3 и 4. Так обозначаются пальцы левой руки:

0 - открытая струна (условно -"нулевой" палец)
1 - указательный
2 - средний
3 - безымянный
4 - мизинец

Но определить ноты, входящие в состав аккорда- это еще не все. Между каждой парой аккордовых нот должно быть некое расстояние, которое, как вы помните, измеряется полутонами. Вернемся к аккорду C (до-ми-соль). Между до и ре- один тон, между ре и ми- тоже один тон, значит между до и ми (первой парой аккордовых нот)- два тона. Теперь определим расстояние между второй парой нот (ми и соль). После ми следует фа и расстояние между ними пол-тона, потом идет соль, а между фа и соль- один тон. Складываем эти величины и получаем полтора тона. От ми до соль- полтора тона.

Вы можете смело взять аккорд C за образец и попробовать построить любое другое мажорное трезвучие, например D. Определим ноты аккорда. Их будет, как известно, три- ре (ми пропускаем), фа, (соль пропускаем) , ля. Получаем ре-фа-ля. Назовем ре 1-й ступенью, поскольку именно от нее мы в данном случае начинали отсчет. Фа будет 3-й ступенью, так как одну ноту мы пропустили. И, наконец, ля- 5-я ступень. По образу и подобию до-мажорного трезвучия, между 1-й и 3-й ступенью должно быть два тона, а между 3-й и 5-й- полтора. Проверяем: ре-ми- один тон, ми-фа - полутон. В сумме получилось полтора тона, а надо два. Как быть? Необходимо увеличить расстояние на пол-тона. Призовем на помощь все те же знаки альтерации. Диез (#)- повышает звук на пол-тона, бемоль (b) - понижает, бекар- знак отмены # или b. Ноту ре двигать не будем, потому что именно ре-мажорное трезвучие мы хотим построить, а вот фа можно отодвинуть на пол-тона вверх (фа-диез) и тем самым получить нужное нам расстояние между первой парой нот- два тона. Проверяем вторую пару. Фа-соль- один тон, соль-ля- тоже один тон. Получается два тона, если бы не диез, который подвинул ноту фа на пол-тона ближе к соль. Между ними расстояние сократилось ровно на пол-тона, следовательно общее расстояние между второй парой нот ре-мажорного трезвучия не два, а полтора тона. По схеме нашего образца (до-мажорного трезвучия) так и должно быть. Подведем итог: ре-мажорное трезвучие (D) состоит из нот ре-фа#-ля.

Теперь вы можете найти эти ноты на грифе гитары в любой комбинации, и если вам при этом удастся прижать их одновременно и извлечь звук, то это и будет ре-мажорное трезвучие. Предположим такой вариант:

С минорными трезвучиями следует поступить аналогично, с той только разницей, что за образец возьмем аккорд Am (ля-до-ми) (см. выше). Определим тоновый состав аккорда. Ля-си- один тон, си-до- полутон, т.е. ля-до- полтора тона. Между 1-й и 3-й ступенью минорного трезвучия получилось полтора тона. А между 3-й и 5-й (до-ми мы уже считали)- два тона.

Попробуем построить Gm- соль-минорное трезвучие. Найдем сначала ноты аккорда. Соль, (ля пропускаем), си, (до пропускаем), ре. Получили ноты соль-си-ре. Теперь необходимо, чтобы расстояние между каждой парой нот соответствовало образцу. В минорном трезвучии, напоминаю, между 1-й и 3-й ступенью должно быть полтора тона, а между 3-й и 5-й- два. Проверяем: соль-ля- один тон, ля-си- один тон, а в сумме между соль и си- два тона. А между си и ре (это вторая пара нот искомого трезвучия), если вы внимательно посчитаете,- полтора тона. Но для того, чтобы получилось минорное трезвучие, должно быть наоборот. Если среднюю ноту (си) понизим на пол-тона, то расстояние между первой парой нот сократится, а между второй- увеличится. Именно этого мы с вами и добиваемся. В результате получим соль-си-бемоль-ре- эти ноты и входят в состав Gm.

У вас может возникнуть вопрос по поводу образцов для построения трезвучий. Почему именно C и Am? Это тема для отдельного разговора, связанного с тональностями, ключевыми знаками и т. п. Пока просто поверьте мне на слово, а в дальнейшем мы к этому вернемся.

Подведем итог работы с трезвучиями. Сначала определяем ноты, входящие в состав аккорда. Для этого отсчитываем 1-ю, 3-ю и 5-ю ступени по порядку от той ноты, в честь которой назван необходимый вам аккорд. Затем отсчитываем количество тонов между каждой парой ступеней.

Для мажора схема такова: 1 ступень-(два тона)-3 ступень-(полтора тона)-5 ступень.

Для минора наоборот: 1 ступень-(полтора тона)-3 ступень-(два тона)- 5 ступень.

В случае, если в названии аккорда уже содержится диез или бемоль, например F#m, Bb и т. п., то вычислять интервалы надо с учетом этих знаков, хотя на поиск нот, входящих в аккорд, знаки альтерации не влияют. Например в аккорд F#m войдут те же самые ноты, что и в Fm, только при отсчете тонов между ступенями учитывается, что нота фа повышена на пол-тона.

Надо заметить, что названия трезвучий, которые я использовал в своем уроке- полные, но в быту мы пользуемся сокращенным вариантом, например до-мажор, ля-минор, фа-диез-минор, си-бемоль-мажор и т. д.

Существует, конечно, более профессиональный способ изучить эту тему, но это повлечет за собой гораздо большие затраты времени и энергии. Хотя должен вас расстроить- если вы всерьез взялись за музыку, то рано или поздно вам все равно придется этим заняться. Но даже на этом (бытовом) уровне постижения азов музыки я с искренним пожеланием успехов остаюсь с вами.

Сергей Антонов (г.Санкт-Петербург)
E-Mail: sergeant@guitar.ru

 

Рейтинг@Mail.ru